вторник, 2 января 2018 г.

Шерил Сэндберг - "Lean in" (2013)

Я уже и не помню, каким именно образом эта книга попала мне в руки: наверняка мне показалось, что автор (очередная женщина в моём списке – Шерил Сэндберг) имеет некое (прямо скажем весьма отдалённое) отношение к моей «профессии», и поэтому чтение этой книги приравнивается к чтению профессиональной литературы. На деле перед вами ещё один феминистический манифест под названием «Не бойся действовать» (или, как в оригинале – «Lean in» – куда более, на мой взгляд, ёмкое название, чем отечественный перевод, смахивающий на очередную макулатуру типа «Мужчины: как превратить их в удовольствие»; название, которое можно вольно перевести как «склоняйся к центру» или «наклонись поближе», а может вообще правильнее переводить глагол как инфинитив, а не как императив. Короче говоря, перевод должен отображать долгосрочный процесс активного вовлечения женщин в эпицентр событий профессионального плана. А вот это всё не-бойся-действовать скорее отпугнёт думающую аудиторию, особенно если эта самая аудитория не знакома с личностью автора). Автор, чтоб вы понимали, не просто напомаженная тётка, ведущая семинары «по личностному росту»: Шерил Сэндберг является одним из главных менеджеров Фейсбука, вторая, так сказать, после Цукерберга, а её состояние оценивается миллиардом (она владеет частью акций компании). Я уже молчу о её образовании (Гарвард), опыте работы (работала в Гугл, когда тот был ещё стартапом) и семейном положении (двое детей, счастливое замужество до смерти супруга в 2015).
И хоть я уже не раз говорила, что стараюсь не знакомиться с биографиями авторов, литература нон-фикшен в этом правиле – исключение. Во-первых, в самой книге очень много личного и автобиографичного (так что знакомство неизбежно), а во-вторых, я не могу позволить себе тратить время на выискивание крупиц смысла в «Сто способов удержать его навсегда» какой-нибудь Маши Балыко из сельскохозяйственного ПТУ (нон-фикшен покупается именно из-за личности автора, так что перед покупкой заинтриговавшего названия я обязательно исследую википедию).
«Lean in» произвела на меня мощнейшее впечатление. В каждой главе я открывала для себя что-то новое, в каждой главе я думала: вот, это про меня, это так и есть, и я этого боюсь, прекрати читать мои мысли, ведьма Сэндберг! Тезисно о главных для меня идеях:
  • чтобы там не визжали девачки и юнаши в комментариях в социальных сетях (вот, феминистки, допрыгались, теперь вам на выходе из автобуса ручку никто не подаст, и за суши никто не заплатит, равноправие!), борьба за это самое гендерное равноправие далеко не позади, и до равноправия нам как до Киева пешком;
  • для достижения равноправия необходимо изменить не только внешние структуры (типа законодательства и общественных институтов), но и внутренние установки: страх, неуверенность, недостаток амбициозности, постоянное чувство вины;
  • женщины должны научиться принимать более активное участие в рабочем процессе, не бояться брать на себя ответственность и проявлять инициативу, не бояться поднимать руку – «sit AT the table» (подумайте, сколько раз вы стеснялись поднять руку и ответить на вопрос преподавателя в школе/университете, даже если знали правильный ответ? Сколько раз вы позволяли коллегам-мужчинам взять на себя какое-нибудь интересное, но ответственное задание или проект, побоявшись наломать дров? Сколько раз вы сдрейфили открыто выразить своё недовольство перед начальством или коллегами, боясь прослыть взбалмошной скандалисткой или эмоционально-нестабильной дурёхой?);
  • «Синдром самозванца» – человек не способен принять свои достижения. Многие люди (как женщины, так и мужчины) чувствуют, что они недостойны своих достижений, что их достижения – скорее случайные совпадения и помощь извне, чем результат их собственного интеллекта и труда, и что несмотря на неоднократные подтверждения своих успехов все вокруг в скором времени поймут, что этот человек – самозванец, подделка, и находится не на своём месте. Я чувствую себя так ПОСТОЯННО, КАЖДЫЙ ДЕНЬ! Каждый раз, когда у меня что-то получается, когда мне удаётся сделать то, на что я считала себя неспособной, я чувствую, будто все вокруг совершают большую ошибку, считая меня умной и достойной моего положения. Каждый день я боюсь, что вот вот, вот сейчас и вскроется моя некомпетентность, и все поймут наконец, какая же я дура. Представьте себе, сколько возможностей (возможностей сотрудничества, возможностей произвести благоприятное впечатление, возможностей карьерного роста) я упустила, постоянно ощущая себя недостойной!
  • многочисленные научные исследования подтверждают, что успешные мужчины нравятся и мужчинам и женщинам, в то время как успешных женщин не любят ни те ни другие;
  • «nobody can have it all». Вы не можете быть одновременно супер-успешной карьеристкой и образцовой матерью. И это нормально. Важно уметь распределять стремление к перфекционизму на действительно важные вещи и забивать на менее важные вещи;
  • выбор партнёра – самое важное карьерное решение в вашей жизни. Если ваш супруг/парень не готов идти на компромиссы, не готов разделить домашние обязанности поровну, готов жертвовать вашей карьерой, но не своей – это НЕ ПАРТНЁР! Отец – такая же важная составляющая счастливой семьи, такая же важная деталь механизма рождения и воспитания детей, как и мать. И у отца должно быть столько же возможностей заботиться о своём ребёнке (оплачиваемый отпуск по уходу за ребёнком и отсутствие осуждения со стороны других мужчин);
  • не нужно бояться быть эмоциональной на работе. Это огромная глупость – считать, что можно разграничить «профессиональную» и «личную» жизнь. В любой ситуации мы остаёмся собой, и наши эмоции остаются с нами. Разрыдаться от переизбытка чувств на работе – не смертельно (особенно если вы в последствие сможете внятно объяснить причину своего срыва).
Очевидно, я вынесла для себя достаточно много тезисов, и ещё о многом (не таком актуальном в данный момент для меня) я умолчала. Книга Шерил Сэндберг, если честно, скорее заинтересует жителей относительно благополучных стран, давным-давно забывших о варварских традициях женского обрезания и заключения в тюрьму жертв изнасилований – это книга о том, что привилегированные образованные женщины должны участвовать в борьбе за равноправие, должны не бояться быть активнее, должны становиться лидерами в своих отраслях. Эта книга должна сподвигнуть женщин «поднять руку» и «сесть за стол». Для меня эта книга оказалась очень актуальной, и, хвала богам, достаточно своевременной: мне ещё не так много лет, и я могу хотя бы попытаться скорректировать своё поведение и своё отношение. Надеюсь, что она сможет помочь и кому-то из вас.     

Комментариев нет:

Отправить комментарий