воскресенье, 14 января 2018 г.

Кен Фоллетт - "Столпы Земли" (1989) - часть 1

Давно пора было сделать этот пост. Что делать, когда книга не читается? Что, если эта книга – всемирно признанный шедевр, выпущенный каких-то тридцать лет назад и уже причисляемый к классике? Да даже рейтинги у него на Goodreads высокие, тьфу на них. Что делать, чтобы всё-таки дочитать «Столпы Земли» Кена Фоллетта?

Не знаю даже с чего начать. Сразу скажу, я читаю в оригинале, и сей прискорбный факт мог повлиять как на скорость чтения, так и на мою к книге восприимчивость (хотя, с другой стороны, последнего Гарри Поттера я тоже читала в оригинале, будучи в 11 классе и владея куда более скудным словарным запасом, и это никак не воспрепятствовало полному погружению в книгу). Начну с того, что меня просто не вдохновляет дремучее средневековье в исполнении Фоллетта. Я никак не могу поверить в аутентичность романа: один из его главных героев Том Строитель кажется мне плохим актёром, кое-как переодевшимся в потёртые хлопковые робы с выглядывающими из-под них трусами Calvin Klein. Он ведёт себя как законопослушный житель 12 века, а думает как образованный архитектор века двадцать первого. Сама средневековая жизнь с её городами, замками и, конечно же, соборами не возникает у меня перед взором живописными пейзажами, а, скорее, протаптывает по моему сознанию танковой бригадой, тяжеловесными учебниковскими описаниями, поражающими своей энциклопедичностью но не художественностью. Может, всё дело в языке – некоторые слова мне кажутся неуместными, как если бы Гюго выражался на современном сленге: “fucking”, “exorcism”. Эти слова грубо вырывают меня из контекста, возвращают к современной массовой культуре, не дают забыться в средневековье (а слово fuck в 12 веке возможно и не существовало, первые письменные записи датируются 13 веком). Складывается впечатление, будто автор знает, как оно там было в средневековье, но не знает, как это описать, не может не использовать инструменты современного языка и тем самым полностью разрушает какую-никакую атмосферу. 
К сожалению, и так не самое лучшее впечатление от романа усиливает моя неприязнь к главным героям – особенно к Тому Строителю. Трахаться с какой-то бабой на следующий же день после смерти жены (по его, кстати, вине), а потом терзаться (впрочем, не так уж и сильно) угрызениями совести – в этом весь Том. Забить на жену и детей, морить их голодом и холодом в погоне за призрачной мечтой, а потом удивляться, что новая баба в него не верит – вот он, наш гениальный строитель. Тут, опять же, встрял Кен Фоллетт, с его удивительно убогим описанием переживаний героя: он сравнивает потерю любимого человека с потерей конечности, как будто это не самая заезженная метафора о любви в мире. Ну и заправлено всё это периодическим траханьем (роман ведь о строительстве церкви, всё логично), а когда герои никого не насилуют и не совокупляются, они размышляют об этом. Вот и опять, от Тома уходит баба, а всё, о чём он может думать – это о предстоящей сексуальной диете. 
Я, конечно, книгу дочитаю – уже на сегодняшний момент (я где-то на четырёхсотой странице из 1000) в ней было несколько увлекательных эпизодов, и женские персонажи ничего так (на самом деле на одних сильных, своенравных женщинах вся книга и держится). Мне «Столпы Земли» чем-то напоминают «Игру Престолов» - характером действия, множественностью персонажей и их пересечениями, интригами и обилием секса. Но, «Престолы» я прочесть так и не смогла, дальше первой книги дело не зашло, хотя сериал в какой-то момент смотрела с удовольствием. Может, и с экранизациями Кена Фоллетта мне повезёт больше, чем с его книгами?

Комментариев нет:

Отправить комментарий