вторник, 26 сентября 2017 г.

Как вы выбираете, что почитать?

Пока суть да дело, решила порассуждать на тему того, кто как находит новую литературу и как выбирает, что почитать. В какой-то момент после окончания школы я решила взяться за укрощение литературной неграмотности. Начинала я с книг, о которых много отовсюду слышала, но никогда не читала – «Три мушкетёра», «Граф Монте-Кристо», «Униженные и оскорблённые», «Декамерон», «Отверженные»; по-моему, даже «Таинственный остров» я читала уже в университете. Зачастую мой выбор формировался бабушкой, продававшей подержанные книги за углом моего супермаркета – никогда не могла со спокойной душой пройти мимо. Потом перешла к той литературе, которую в народе именуют «классикой», и о которой я до этого если и слышала, то только вскользь – очень сильно мне помог в этом список из 200 лучших книг по версии Би-Би-Си, который я до сих пор осваиваю. Правда, по мере того как я самообразовывалась, расширялась и моя библиотека, всё больше в ней появлялось не-бибисишных книг, подсказанных мне друзьями, интернетом, случаем и книжными магазинами, и перерывы между книгами из вышеупомянутого списка становились всё длиннее. Я открыла для себя мир фантастики и фэнтези, прочла, а затем и перечитала все семь книг о «Ведьмаке» и все тома Стругацких, потом закрутила роман с современной украинской прозой, потом появились книги Роулинг не о Гарри Поттере, бестселлеры типа «Шантарама» и «Кода да Винчи», русскоязычные детективы Акунина и романы Пелевина, затем списки лауреатов Пулитцеровской, Букеровской премий, Нобелевские лауреаты по литературе, а затем и случайно найденные списки топ-сколько-то – «N новых книг осени» от журнала The Village (спасибо им за «Марсианина»), «N лучших книг уходящего года» от Forbes, «Что почитать на пляже этим летом» от ещё кого-то и так далее. В конечном итоге я очнулась на литературной колонке The New York Times, в которой авторы рекомендуют по десять книг в неделю (в неделю!!!), и поняла, что в скором времени мне не удастся разогнуть спину под гнётом новых литературных достижений этой планеты. Со всех сторон мне говорят, что я должна читать и без каких книг мне абсолютно не обойтись. Медиа давит на меня: читай быстрее, читай по двести книг в год как Цукерберг, читай нонфикшен, читай классику, читай новых и дерзких, самообразовывайся. А я люблю читать со вкусом! А для меня 30 книг в год – достижение! Я люблю перечитывать любимые произведения! Я хочу уметь выбирать то, что мне понравится, а не то, что модно и нужно! Я хочу не чувствовать стыд за то, что это «всего лишь Акунин», или «всего лишь дешёвый триллер», или «всего лишь детектив», или «всего лишь детская книжка». Я хочу не бояться говорить о нудной книге, что она нудная, пусть это даже и всемирно признанный шедевр. Я не хочу, чтобы моё «хобби» – то, что я хочу и люблю делать – превратилось в то, что я ДОЛЖНА делать.
Проблема в том, что без этих списков, без этих молчаливо осуждающих меня за недостаточную скорость чтения статей, без книжных магазинов с их полками бестселлеров мне практически неоткуда узнать о книгах и авторах, которые могут мне действительно прийтись по душе. Ни одним ещё сайтом литературных новостей я не была довольна, ни один ещё не предоставлял мне именно ту и именно столько информации, сколько мне нужно. Иногда в этом помогает GoodReads – он рекомендует книги основываясь на тех, которые я уже прочла.

Мне интересно, как вы выбираете книги? 

Комментариев нет:

Отправить комментарий