понедельник, 28 августа 2017 г.

Курт Воннегут - "Бойня номер пять, или Крестовый поход детей" (1969); Лариса Денисенко - "Нова Стара Баба" (2013)

Давно ничего не писала, потому что давно ничего не читала. Не знаю, как у вас, но вот у меня в стрессовых ситуациях, когда мозг, кажется, просто лопнет от перенапряжения, а голову будто стягивает стальными обручами (вы посмотрите на эту заезженную метафору), желание расширять кругозор не появляется. Для чтения, особенно для чтения чего-то нового, покрепче детективов про Эраста Петровича Фандорина, мне нужна свежая, отдохнувшая голова, не обременённая неоконченными делами и ранними подъёмами – я хочу быть уверенна в том, что, засидись я с книжкой хоть до четырёх часов утра, моя жизнь от меня не убежит. Короче говоря, за последние четыре месяца я пересмотрела парочку уже НЕСКОЛЬКО раз просмотренных сериалов – верный показатель усталости и уныния. А вот книг (полностью) прочла всего две, о которых вкратце хочу упомянуть тут.
Первая – «Бойня номер пять, или Крестовый поход детей» Курта Воннегута. Читалась ещё в самом начале периода литературного воздержания, так что с моей рыбьей памятью вспоминается с трудом. В романе автор пытается описать свой опыт во Второй мировой войне, в частности во время бомбардировки Дрездена в 1945 году (именно пытается, потому что, очевидно, воспоминания самих военных действий даются ему с трудом). Я, по сути, не большой фанат военной литературы – вроде и знать об этом надо, но так тяжко мне её и читать, и переваривать. А тут – роман совсем другого толка. Оказывается, книга о войне может быть…лёгкой! Главный трюк – вплести военные воспоминания в фантасмагоричное жизнеописание чудаковатого героя Билли Пилигрима. В один прекрасный день Билли был выкраден летающим блюдцем с планеты Тральфамадор, а затем возвращён назад, и с тех самых пор у него появилась потрясающая способность – быть одновременно в любом времени своей жизни. Билли может моргнуть в 1958 году, а открыть глаза в 1961, чтобы затем вернуться в 1945. Как и все тральфамадорцы, землянин Билли больше не воспринимает время как отрезок последовательных событий, а скорее как точку, в которой всё происходит одновременно. Короче говоря, жизнь Билли Пилигрима была бы абсолютно нормальной – успешная карьера, жена и дочь, корпоративы и медленно подкрадывающаяся старость –, если бы не его небольшая особенность.
Когда я говорю, что книга кажется лёгкой, я не имею ввиду, что автор несерьёзно относится к войне или же к своему герою. Воннегут между делом размышляет (пусть и не тычет ими читателю прямо в нос) над серьёзными вопросами о жизни и о войне. О том, как искусство романтизирует войну, изображая мужественных и взрослых воинов, в то время как на настоящей войне воюют дети: «…И война будет показана красиво, и пойдут войны одна за другой. А драться будут дети, вон как те наши дети наверху». О том, что когда говорят о войне, почему-то всегда пытаются сделать акцент на самых ужасных ужасах, как будто одного слова "война" недостаточно для описания самых чудовищных событий человеческой истории, как будто нужно уточнять, на какие зверства способен человек: «…И он стал мне рассказывать про концлагеря и про то, как фашисты делали мыло и свечи из жира убитых евреев и всякое другое. Я мог только повторять одно и то же: Знаю. Знаю. Знаю.». О том, как сложно говорить о войне тем, кто в ней участвовал, и как порою им нечего сказать. И о том, почему с людьми случается то, что случается:
- Почему именно я?
- Это очень земной вопрос, мистер Пилигрим. Почему вы. А почему мы? Почему вообще все? Просто потому, что этот миг таков.    

Вторая из прочитанных мною книг – «Нова Стара Баба» Ларисы Денисенко, звісно що українською мовою. Я рекомендую её всем, кто хоть немного понимает по-украински, потому что этот смешной рассказ (роман?) – о настоящей женской дружбе сквозь десятилетия, о противостоянии романтики и прагматизма, о непобедимой силе духа и настоящей любви, и всё это в бытовых киевских условиях. Варвара и Зойка, две противоположности, две закадычные подруги – дружат столько, сколько люди не живут. Несмотря на то, что повествование сконцентрировано на семье Варвары, ключевой персонаж тут всё-таки Зойка, смесь Фаины Раневской с бандитом-менялой из девяностых (всё-таки неправильно её отделять от семьи, она и есть семья Варвары). Читать книгу надо для хорошего настроения, для восстановления веры в человеческую взаимопомощь, или хотя бы ради Зойкиных цитат:

«Варка, в нашем возрасте мы можем принять только два достоверных образа – двух бомжих. Или трупешников. Но, чует моя жопа, нас в таком виде туда не пустят. Я приду раньше, схрумаю сладкое, расплачусь карточкой, пусть видят, что она у меня есть. Перестанут подозрительно коситься, вдруг я мохито ихнее налью себе полные пазухи – да и сбегу. Ну чего старухе вроде как тут делать? Чего в ресторане рассиживать?»       

Комментариев нет:

Отправить комментарий