воскресенье, 17 сентября 2017 г.

Наоми Вульф - "Миф о красоте" (1991)

Вы же знаете, что я фанат Гарри Поттера, прям ФАНАТИЩЕ? Так вот, хоть я и стараюсь следовать принципу «не ходить за кулисы» и не интересоваться, кем же являются мои любимые актёры на самом деле, я не могу удержаться и иногда подсматриваю в инстаграм Эммы Уотсон (Гермионы). И вот вместо того, чтобы постить свои загорелые ноги-сосиски на белоснежных мальдивских пляжах или глубокомысленные селфи с выпяченными губами, выгибаясь зигзагом, чтобы сразу запечатлеть и зады и переды и все другие очевидные достоинства, (what a weirdo!) Эмма загружает видео, на которых она в рамках своей кампании по продвижению феминистской литературы прячет книги в метрополитене или на улице с тем, чтобы кто-то их нашёл, прочёл и поумнел. Так я и наткнулась на её проект на goodreads под названием “Our Shared Shelf”, ссылку на который я скинула в раздел «Где почитать про «что почитать»», и решила-таки прочесть что-то из того, что читает настоящая Гермиона, приблизиться, так сказать, к идеалу. Поэтому сегодня мы обсуждаем «Миф о красоте» Наоми Вульф. 

В принципе, я и до этого читала книги, написанные общеизвестными современными феминистками – «Я не такая» Лины Данэм, «Быть женщиной» Кейтлин Моран – и никогда не оставалась до конца удовлетворённой этим чтивом. Может это и неправильно с точки зрения общественной осведомлённости, с точки зрения физического и физиологического равноправия, может я сама настолько погрязла в средневековых стереотипах, что мне никак не удаётся посмотреть на это под другим углом, но все эти рассказы о первых менструациях и неудавшихся отношениях всегда вызывают у меня чувство брезгливости, будто авторы переступают какую-то невидимую черту в процессе вываливания своего белья на всеобщее обозрение, будто есть вещи в жизни каждого человека, мужчины или женщины, которые должны оставаться приватной информацией, даже если ты пишешь на благо всего мира. В этом плане книга Наоми Вульф подходит мне намного больше: «Миф о красоте» – честный нонфикшен, а не мемуары или автобиография, и личного опыта в этой книге ровно столько, сколько необходимо для того, чтобы подчеркнуть всеобщность и распространённость конкретных проблем и явлений.
Как обычно, сначала о хорошем. Наоми Вульф в достаточно структурированной манере рассказывает о том, что такое «Миф о красоте», как и с какой целью он появился и в чём его угроза жизни каждой женщины. По сути, миф о красоте – это искусственно созданный индустрией (косметика, мода, пластическая хирургия и продвигающие продукты этих промышленностей рекламные платформы в виде журналов, книг, самой рекламы и других средств массовой информации) идеал красоты, состоящий из двух основных компонентов: худоба и молодость. Любая женщина, не соответствующая стандартам мифа о красоте, является неправильной, ущербной и уродливой, недостойной мужского внимания и карьерных перспектив. Главная мысль автора заключается в том, что этот искусственный идеал, навязываемый женщине с самого рождения, заставляет половину населения земного шара чувствовать себя неуверенно, несексуально, некомфортно в собственных телах, подавляет их энергию и направляет её из производительных и творческих отраслей в русло погони за молодостью и красотой нереальных отфотошопленных женщин с обложек журналов, вынуждает их скупать бесполезные крема для «разглаживания морщин», антицеллюлитные скрабы и волшебные таблетки для похудения, и резать и перекраивать абсолютно здоровые и прекрасно функционирующие части тела.
«Суть мифа о красоте заключается в следующем: свойство, которое называется красотой, существует объективно и повсеместно. Женщины должны хотеть обладать им, а мужчины должны стремиться обладать женщинами, которые его в себе воплощают.»
Вульф утверждает, что Миф о Красоте настолько глубоко проник в нашу повседневную жизнь и наше сознание, что сами женщины следуют ему добровольно, считают необходимым и правильным инвестировать огромное количество физических и материальных ресурсов в то, что рано или поздно уйдёт, поскольку это гарантирует им сексуальный и даже профессиональный успех. 
«На смену неустанной работе по дому пришла неустанная работа над эфемерной красотой.» 
По мнению автора, миф о красоте был создан и воплощён общественными институтами как ответный удар по феминистскому движению середины 20 века для того, чтобы предотвратить усиление роли женщин в обществе и сохранить статус-кво мужского доминирования. 
«Чем больше власти получали женщины, тем больших жертв от них требовали.» 
И хотя, как по мне, такие обвинения всех конкретно и никого в частности попахивают теорией заговора, и, возможно, общественные институты в виде законодательства и законодателей, образования, культуры и медиа создали Миф о красоте не по предварительному сговору, а из соображений прибыли и комфорта, в общем и целом я не могу не согласиться с тем, что этот разрушительный миф действительно существует. И разрушает он, в первую очередь, здоровое представление женщин о собственной красоте и ценности. При этом, несмотря на то, что уже сегодня искажённые стандарты подбираются и к мужскому миру, нельзя не заметить, что именно женщины являются главными жертвами общественных стереотипов.


Мужчины-ведущие: седые, в возрасте, мышцы сквозь пиджаки не просвечивают. Женщины-ведущие: стройные, уложенные, накрашенные, намного младше, в соответствии с мифом о красоте.
Красота – негласный и одобренный обществом повод для профессиональной дискриминации. Во многих сферах, в которых красота по идее не должна являться критерием приёма на работу (как, например, в модельной индустрии), именно женская привлекательность почему-то играет важную роль. Все, наверное, уже давно привыкли к ведущим программ теленовостей: мужчина может выглядеть как угодно – седым, лысым, полным, старым, олицетворяя при этом уверенность и умудрённость жизненным опытом, в то время как женщина должна по каким-то неведомым мне причинам «привлекать аудиторию». Соответственно я не знаю ни одной женщины-ведущей новостной программы с залысинами или лишним весом. Как насчёт киноиндустрии, в которой любовный интерес голливудского суперстара за пятьдесят играет девушка на двадцать лет его моложе? Как насчёт стюардесс, которые по каким-то, опять-таки, удивительным причинам обязаны выглядеть так, чтобы любому пьяному быдлу, летящему в Турцию с дешёвым вискарём из дьюти-фри, плещущимся в пивном пузе, было приятно на них смотреть? Как насчёт официанток, хостесс, девушек на ресепшен, менеджеров по продажам и многих многих других, являющихся представительным лицом своего работодателя и вынужденных располагать к себе клиентов ярким макияжем и декольтированной грудью? С каких пор для того, чтобы проводить гостя к его столику или принять у него заказ, необходимо быть модельных параметров? И почему, если внешняя «красота» обязана привлекать клиентов и являться ключевым фактором успешного бизнеса, похожие требования не выдвигаются мужчинам тех же профессий? Самое интересное, что женщины, ежедневно сталкиваясь с подобными двойными стандартами, по сути дела оказываются в ловушке: очень красивую женщину будут обвинять в том, что все её достижения – следствие её красоты, а не профессиональной квалификации, а «некрасивую» в том, что она ленива, не соответствует стандартам и «оскорбляет взгляд».   
Возраст Джонни Деппа и его партнёрш по фильмам
Наоми Вульф затрагивает очень многие аспекты жизни каждой женщины, ежедневно сталкивающейся с мифом о красоте. Женщины являются преимущественным большинством пациентов, страдающих от нервных расстройств, включая анорексию и булимию. Именно женщины повергаются насилию со стороны мужчин, если они одеты «провокационно» или «сексуально», именно на женщин ориентировано 99% ассортимента магазинов косметики и парфюмерии, именно женщины должны терпеть боль косметических чисток, эпиляции, фанатичного выщипывания, наращивания или татуирования бровей, пластических операций и уколов красоты. Именно женщин объективизирует порнография, демонстрируя всем и каждому, каких размеров и формы должна быть грудь, какими навыками должна обладать женщина в постели, и какие именно партнёрши являются «сексуально привлекательными». Как пишет Вульф, «Согласно результатам исследования, проведённого среди старшеклассниц, 53% из них недовольны своим телом уже в возрасте 13 лет. А к 18 годам подобное недовольство испытывают 78%.». Только вдумайтесь, больше половины 13-летних девочек недовольны тем, как они выглядят! И что самое обидное, неудовлетворённость и неспособность принять собственное тело или собственный внешний вид появляется не только от воздействия рекламы или журналов, но и от непосредственного влияния собственных родителей, воспитанных в духе мифа о красоте. Сколько я себя помню, меня всегда называли крупной, крепенькой, луноликой, всегда сравнивали с худенькой и маленькой блондинкой-мамой, и всё это любя и без задней мысли. Я никогда не была уверенной в себе, никогда себе не нравилась, с подросткового возраста раскачивалась между сидением на диете и поеданием шоколада по плитке в день. Сколько раз я слышала в свою сторону шутки о своём весе, сколько раз обиженный моим отказом познакомиться пьяный парень в баре или на улице плевал в мне вдогонку «жирная», сколько раз мой собственный отец говорил мне о том, что я могла бы поголодать месяцок и что скоро я не пройду в дверь. При этом сейчас, рассматривая свои детские фотографии, я отчётливо пониманию, что там не то что ожирения, там и лишнего веса-то не было: я была достаточно активным ребёнком, никогда не засиживалась дома, каждый летний день плавала на реке и пропадала во дворах с друзьями до поздней ночи. В конечном итоге мне так до конца и не удалось побороть закомплексованность и неуверенность в себе, которые я научилась прикрывать показным безразличием и юмором. И сколько женщин проходят через это? Сколько поколений женщин портят жизнь себе и своим дочерям и внучкам, рассказывая им о том, что за «фигуру надо бороться», что «я вот всю жизнь на диетах и ничего», и что «каждый пирожок откладывается на твоих бёдрах в натуральную величину»? Все эти и многие другие важнейшие для психологического здоровья вопросы Наоми Вульф раскрывает и обсуждает очень подробно.
В конце хотела бы отметить то, что не понравилось в книге. Во-первых, на сегодняшний день многие данные устарели – «Миф о красоте» вышел в 1991 году, и, боюсь, за два десятилетия количественная характеристика многих процессов могла измениться. Во-вторых, не понравилась тотальная виктимизация женщин: согласно автору, во всех наших бедах виновато общество, общественные институты, мужчины, короче говоря все вокруг, но не сами женщины. Мне же кажется, что многие «виновники», как, например, косметические компании, просто-напросто делают то, что приносит им прибыль, а другие обвиняемые, например, судьи, выносящие противоречивые приговоры в случаях домогательства и дискриминации по принципу красоты, делают это не с сознательной целью придушить женское движение на корню, а лишь из-за того, что сами были воспитаны и выросли в подобных установках, и вполне искренне считают самих женщин виноватыми в вышеупомянутых случаях. В конце концов, именно женщины должны изменить свое мышление и видение самих себя, а затем привить это новое представление своим детям, чтобы новое поколение выросло в обновлённом психологическом климате. В-третьих, многие моменты в книге показались мне намеренно затянутыми, излишне риторическими и рассусоленными – много раз я вчитывалась в публицистически настроенные предложения и абзацы и не понимала, о какой именно проблеме идёт речь. А зачастую мне казалось, что Вульф просто повторяет одно и то же предложение в десяти различных, художественно сильных интерпретациях, не несущих, однако, дополнительной смысловой нагрузки. Кроме того, кое-где присутствует нелогичность (например, она то называет женские журналы единственным окном в чисто женский мир, то обвиняет их в узколобости), что, скорее всего, является сигналом определённой предвзятости и изображения фактов лишь в выгодном свете. В-четвёртых, та вседозволенность в плане еды и удовольствий, пропагандируемая Наоми, немного мне претит, потому что, как это всегда бывает, нужно уметь различать тонкую грань между «любить себя такой, какой ты являешься» и «ожиреть от обильной жратвы вплоть до проблем со здоровьем». Да и её утверждения о том, что, в отличие от мужчин, лишний вес у женщин не приводит к сердечно-сосудистым заболеваниям, кажутся мне необоснованными. По-моему, автор намеренно упомянула связь между лишним весом и здоровьем лишь вскользь, изобличая диеты в смысле голодания, но ни словом не заикаясь о диетах в смысле здорового сбалансированного питания, не обращая внимание на другие заболевания, связанные с лишним весом (например, болезни костей и суставов), и совсем уж игнорируя положительные стороны мифа о красоте, как, например, поощрения к занятиям фитнесом и спортом, которые мы всё чаще видим в рекламе и журналах.
Тем не менее, я считаю, что эта книга очень важна для того, чтобы пересмотреть осознание себя и других женщин. Наоми не то чтобы раскрыла мне глаза, но, скорее, протёрла от пыли мои розовые очки, заставив меня призадуматься над многими моментами моей ежедневной жизни, над тем, как я думаю о других женщинах и какими категориями я их оцениваю. 

2 комментария:

  1. Гермиона, отличная статья!

    Это одна из моих любимых книг и мне кажется ее должна прочесть каждая женщина чтобы "протереть розовые очки".

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Ооо, первый комментарий!!! Спасибо, я тоже думаю, что она обязательна к прочтению, хотя стараюсь собственное мнение по этому поводу в самом посте не навязывать.

      Удалить