четверг, 17 мая 2018 г.

Энджи Томас - "The Hate U Give" (2017)

Сегодня расскажу вам об ультра-модной супер-популярной относительно недавней книге «The Hate U Give» Энджи Томас. По какой-то (не совсем понятной мне) причине роман позиционируется как подростковая литература (young adult), хотя темы расовых различий, предрассудков и дискриминаций, в нём затрагиваемые, касаются всех и каждого. 
«The Hate U Give» рассказывает нам о жизни обыкновенной темнокожей 16-летней девушки Старр. Старр ходит в хорошую «белую» школу, но проживает на территории неблагополучного «чёрного» района, в котором процветают бедность и сопутствующие ей наркоторговля и преступность. Сюжет закручивается вокруг убийства чернокожего подростка полицейским. Понесёт ли наказание полицейский? Оправдан ли его страх? Имеет ли значение то, что подросток был потенциальным наркоторговцем? И как, как в такой ситуации вести себя девочке, которая привыкла разграничивать свою школьную жизнь и своё «чёрное» происхождение? 
Меня эта книга поразила (настолько, что я даже поставила ей 5 звёзд на Goodreads). Я, конечно, рассчитывала на подростковый роман в подобном духе – но совсем не ожидала что вот так, с первых страниц, книга прямолинейно и доходчиво объяснит мне и всем белокожим читателям, в чём заключается этот незаметный ежедневный расизм. В том, что с полицией нужно вести себя осторожно. Не делать резких движений, если копы остановили твою машину. В том, что в школе, в окружении белых детей, нельзя быть слишком агрессивной или слишком громкой, чтобы не дай бог не выглядеть стереотипной чернокожей “sassy girl” (не знаю, как лучше перевести - нахалкой, наверное). В том, что нельзя быть размазнёй и плаксой, потому что это ещё хуже, чем прослыть нахалкой. В том, что вся школа ожидает, что ты начнёшь встречаться с единственным чернокожим парнем из твоей параллели. В том, что родители твоих подруг не отпускают их с ночёвкой в твой дом, в это «гетто». В том, что твоя белая подруга отписывается от тебя в социальной сети, когда ты постишь слишком много новостей о расовой дискриминации и полицейском беспределе. В том, что твоего отца могут просто так остановить на улице, бросить лицом на землю и обыскать полицейские. В том, что этих полицейских могут оправдать за убийство безоружного чёрного парня, если парень окажется наркоторговцем. 

“My parents haven’t raised me to fear the police, just to be smart around them. They told me it’s not smart to move while a cop has his back to you.” 

Если честно, многие вот такие незначительные аспекты расовой дискриминации до прочтения этой книги до меня не доходили. Частично это конечно не моя вина – я выросла в стране с нулевым процентом чернокожего населения, у меня нет ни одного темнокожего знакомого (не говоря уже о друзьях), и даже в моём многонациональном университете в Европе я видела лишь одну темнокожую девушку; я никогда не была поклонницей рэпа или R&B, и даже в кинематографе проблемы дискриминации стали активнее освещаться лишь в последнее десятилетие – поэтому расовая дискриминация в таком экстремально американском контексте мне практически не знакома. Нет, я конечно знала историю рабства, и что даже сегодня в среднем афроамериканцы зарабатывают меньше своих белых коллег, но я никогда не понимала, почему, например, мне как не-темнокожей нельзя дословно цитировать песни того же Уэста, в которых употребляется слово «nigga» (вернее нельзя произносить именно это слово). Не могу сказать, что книга «The Hate U Give» капитально изменила мою жизнь – но она точно изменила и скорректировала некоторые мои представления об афроамериканской культуре. И пусть я до сих пор являюсь противницей концепции культурной апроприации, именно эта книга во многом оказалась для меня чуть ли не просветительской. 

“[…] people like us in situations like this become hashtags, but they rarely get justice.” 
P.S. Не знаю, есть ли уже перевод, но точно знаю, что в скором времени выйдет фильм. Мне кажется, его стоит посмотреть.

Комментариев нет:

Отправить комментарий