понедельник, 7 мая 2018 г.

Роберт Хайлбронер - "Философы от мира сего" (1953)

Оказывается, быть профессиональным блогером – тоже труд. Писать по две статьи в день, или выкладывать по два видео в неделю независимо от состояния и вдохновения – это требует сосредоточенности, усидчивости и, конечно, креативности. Очевидно, профессиональным блогером я не являюсь, и ко мне это всё не относится – иначе как ещё я могу себе позволить делать эти месячные перерывы между постами? Не быть мне профессионалом интернетного дела, увы и ах. И не то чтобы я совсем не читала – вовсе нет; просто за всеми делами, работами и прочими жизненно важными необходимостями муза нагло игнорирует мой перегруженный информацией мозг. 
За последнее время я прочла всего лишь три книги, и сегодня я расскажу вам об одной из них. Эта книга, как и некоторые предыдущие, будет потенциально интересна лишь узкой категории лиц, а именно студентам экономических факультетов, поскольку «Философы от мира сего» - книга об экономической истории. Это, наверное, знаменитейшая книга об экономических личностях прошлого, от Адама Смита до Джона Кейнса (хотя, на мой взгляд, даже не-экономистам пристало знать хотя бы этих двоих). Впервые опубликованная в 1953 году, она уже пережила больше полувека и 7 переизданий. И, хоть я и глубоко предвзятый человек относительно истории в целом (никогда ничего не запоминаю) и истории экономики в частности (ну скука же смертная, нет?), эта книга оказалась достаточно харизматичной и ненавязчивой, чтобы безболезненно читать по главе в день. 


Мне не повезло. В моей жизни было несколько предметов по экономической истории, как в Украине так и за рубежом, и все они были бездарной тратой времени. Одни преподаватели были и сами искренне не заинтересованы в предмете, другим не хватало образования охватить глобально процесс развития экономической науки, а третьи вообще подсовывали студентам собственные домыслы вместо того, чтобы пересказывать идеи великих мыслителей. А вместе с тем, понимание экономической истории – важнейший аспект понимания современной экономики! Любая, даже самая лучшая пара по истории была сухой, как позавчерашний торт – да и откуда взяться этой живости повествования? В русскоязычном интернете не просто найти надёжный источник интересной информации, информации о личной жизни, вредных привычках и прочей подноготной известных экономистов – всего того, что могло бы оживить, раскрасить нудные теории и концепции, превратить их авторов из гранитных монументов в живых людей. Для того, чтобы заинтересовать студентов событиями, произошедшими 300 лет назад, нужно знать первоисточники – переписки, оригинальные произведения (ну кто из наших преподавателей мог похвастаться прочтением всех 4 томов «Капитала» Маркса?), и даже знать о быте, политике и экономике тех времён. Конечно, нельзя обвинять преподавателей в отсутствии подобных знаний – большинство уважающих себя экономистов не спешат тратить время на исторические поиски. В чём наших преподавателей можно обвинять, так это в отсутствии элементарных знаний о книгах и авторах, проделавших всю эту монументальную работу за них. «Философы от мира сего» - базовый бестселлер, о котором должен знать каждый настоящий экономист. Одна эта книга (знай я о ней года четыре назад) заменила бы мне много часов бесполезного сидения на бесполезных парах (хотя, надо признаться, сейчас я напоминаю себе Мэтта Дэймона из «Умница Уилл Хантинг», который кичился своим библиотечным самообразованием). 
Хайлбронер пишет с юмором, с чувством, не упуская пикантных подробностей и деталей. Он рассказывает нам не только об идеях и теориях, но и том, что Адам Смит определённо не был красавцем, что Карл Маркс изменял своей несчастной супруге налево и направо, и что Кейнс принадлежал к маленькому закрытому обществу, определявшему художественные вкусы всей Англии. 

About Adam Smith: “He was certainly not a handsome man. […] All his life Smith was troubled with a nervous affliction; his head shook, and he had an odd and stumbling manner of speech.” 
Не-красавец Адам Смит
Автору удаётся сконцентрировать, проанализировать и рассортировать причины и следствия, проследить за ходом экономических событий с должной агрегацией, не упуская при этом важных, определяющих деталей. 

“Don’t try to do good, says Smith. Let good emerge as the by-product of selfishness.” 
“No wonder that after he read Malthus, Carlyle called economics “the dismal science”, and that poor Godwin complained that Malthus had converted friends of progress into reactionaries by the hundreds.” 
“Anyone who was not sufficiently depressed by Malthus had only to turn to David Ricardo.” 

Мой совет начинающим экономистам, да и вообще студентам – не ограничивайтесь лекциями, читайте профессиональную литературу (пусть нон-фикшен, пусть написанную для широкой аудитории). Только самообразование, только чтение поможет вам стать лучшими, чем бы вы не занимались.

Комментариев нет:

Отправить комментарий