суббота, 23 декабря 2017 г.

Сью Таунсенд - "Тайный дневник Адриана Моула начатый в 13 с половиной лет" (1982)

Пока что особо монументальное не читается – встречайте Сью Таунсенд и её главного героя Адриана Моула. Книга написана в стиле дневника подростка, причём такого дневника, который ведут иногда дети (и я была в их числе) – знаете, когда, если за целый день ничего примечательного не произошло, то ребёнок так и напишет: «Сегодня ничего интересного не случилось». С той лишь разницей, что Адриан Моул – очень педантичный и усидчивый ребёнок, и не забросил это занятие через несколько недель. У несчастного Адриана беда – его родители сначала на грани, а затем и в процессе развода, при чём мама изменяет, папа не работает, и оба чересчур пьют. И, наверное, нету более безобидного способа уличить горе-родителей в безалаберности, безответственности и зашкаливающем эгоизме, чем описать всё это лишь фоном, на первый план выставив проблемы самого мальчика: первую любовь, половое возмужание, успехи в учёбе и на литературном поприще. 
Чтобы вы себе лучше представляли, в каком духе написана книга, мне стоит остановиться поподробнее на личности самого Адриана. Как я уже отметила, Адриан Моул – самый настоящий педант и блюститель правил. Он знает всё о правильном питании, критикует отца за покупку полуфабрикатов и настаивает на вызове врача по поводу каждого прыща. Он пишет стихи и отправляет их в редакцию газет, а ответных писем ждёт сильнее, чем открыток на День святого Валентина. Он критически оценивает себя и всё происходящее вокруг него, со спокойствием стоика выдерживает нападки старших одноклассников, с иронией реагирует на постоянную нехватку денег и комментирует гипотетическую реакцию Службы Опеки на состояние их дома. Он, за неимением более подходящей кандидатуры, берёт на себя ответственность за дом, собаку, подготовку безработного родителя к родительскому собранию и заботу о соседе-пенсионере. И, вишенкой на торте, он много читает (при чём, что самое интересное, его литературный список во многом совпадает с моим!). Короче говоря, в моих глазах Адриан Моул – самый настоящий тринадцатилетний герой (ну вы поняли, герой не в патетически-лживом, а в очень бытовом-на-ежедневной-основе смысле). 
Конечно, книга Сью Таунсенд, как и «Маленький друг», который мы когда-то обсуждали, – это роман о взрослении. Но если Гарриет пришлось повзрослеть через силу, то Адриан, по-моему, родился взрослым. Он просто не доверяет взрослым, он не привык на них полагаться, и все свои проблемы (настоящие и надуманные) пытается решать самостоятельно. Иногда ему на помощь приходит бабушка (чем-то мне напоминающая грозную Бетси Тротвуд из «Дэвида Копперфилда»), но и она не проявляет особого рвения обеспечить Адриану достойное существование.
В целом, я славлюсь в узких кругах (ну ладно, ладно, нету никаких кругов, это я так сама про себя думаю) своей склонностью в слишком прагматичному анализу прочитанного: меня раздражает нелогичность в угоду художественному стилю, а моё внимание неравномерно отвлекается на несправедливости и глупые предрассудки. Так и тут: меня очень возмущали родители Адриана, поэтому, чтобы не слыть предвзятой, я предлагаю вам самим сделать выводы об их родительских качествах. 
На обложке моего экземпляра книги приведен отзыв от Daily Mail, характеризующий эту книгу как самую смешную книгу года. Я бы так не сказала: книга вызывает максимум улыбку, но зато на постоянной основе, читается легко, да и сама по себе небольшая. Мне кажется немного нереалистичным, что тринадцатилетние мальчишки умеют так выражать свои мысли, хотя, по правде говоря, я ничего не знаю о детях, а себе тринадцатилетняя я в ретроспективе кажусь ДУРЫНДИЩЕЙ. Так что, если хоть один подросток сегодня умеет так размышлять, у землян ещё есть шанс.

P.S. Если вы никогда не слышали об Адриане Моуле - возможно, стоит восполнить этот пробел в образовании. Сью Таунсенд считается чуть ли не классиком английской литературы, романов про Адриана она написала аж семь штук, и все они высоко оцениваются критиками и читателями. Я, если честно, прям в таком восторге не была - ну книга как книга - и от гомерического хохота не помирала, хоть и читала в оригинале. Более того, читать дальше я врядли буду: мне кажется, что вся прелесть истории в её подростковости, и я совершенно не представляю, да и не хочу представлять себе взрослого Адриана Моула.

3 комментария:

  1. Этого же автора советую еще прочитать "Мы с королевой".

    ОтветитьУдалить
  2. Этого же автора советую еще прочитать "Мы с королевой".

    ОтветитьУдалить